Студия современного психоанализа Голеневой Л.В.

с 10:00 до 22:00
Ежедневно

г.Москва м.Павелецкая,
ул.Зацепский вал, д.5

Групп Анализ. Агрессия в группе как борьба за «правильную» модель лидерства

Проблемы агрессии в аналитических группах как проявление трудностей группового лидерства



Сегодняшняя тема нашей беседы - проблемы агрессии в групп-аналитических группах, связанные со сложностями в отношениях с властью.

Ни для кого не является секретом, как сложно складываются отношения в любых коллективах, сколь запутанные коллизии возникают время от времени в тех или иных иерархических структурах. Любой руководитель даже маленького коллектива знает об этом не понаслышке. Конфликты проходят мелкой рябью, иногда доходя до штормовых предупреждений, чаще всего по горизонтальным связям (между равными), но при этом, как правило, генеральная линия претензий имеет восходящий вектор, т.е. главная ее мишень - фигура руководителя. Эта мысль выражена в известной поговорке, которая гласит, что рыба тухнет с головы (во всяком случае, в этом стиле предпочитают мыслить подчиненные).

Людям сложно даются конструктивные взаимоотношения с властью. В обычной каждодневной жизни мы ощущаем фоновое присутствие постоянной борьбы за лидерство. Тотально. На всех уровнях. Даже в отношениях любовной пары, родителей и детей, просто случайных попутчиков - мы можем это разглядеть при определенной настройке нашего восприятия.

Аналитические группы только лишь подтверждают эти наблюдения. В чем же суть?

В этих размышлениях и наблюдениях нам раскрывается агрессивный аспект отношений с властью, который относится ко всем людям без исключения, чтобы кто ни говорил. И для ведущего аналитической группы важно это понимание.

Неподготовленные к такому повороту ведущие групп, имея благие цели помощи участникам в преодолении психологических трудностей, создания поддерживающей групповой среды и общей гармонизации атмосферы, иногда бывают обескуражены, столкнувшись с ярким проявлением агрессивных эскапад на группе в адрес участников, либо самого ведущего.

В глубинной подоснове возникающих конфликтов лежат проблемы взаимоотношений с властью, т.к. любой конфликт соприкасается с полюсом подчинения и возвышения - кто кого… Генезис этого феномена раскрывается в том, что некоторый изначальный антагонизм существует в любых отношениях с лидером, и он имеет исторические предпосылки в наших отношениях с родительскими фигурами, будучи заложен в сложной природе человеческих взаимоотношений.

Каждый человек несет в себе множество фантазий, представлений, мифов о «правильной» модели лидерства, о том, каким же должен быть лидер. И при несовпадении реального лидера с противоречивым набором этих полу осознаваемых фантазий у человека возникает чувство протеста и недовольства.

Как бы ни складывалась групповая динамика в работе с группой, мы всегда предполагаем этот изначально заданный антагонизм, предвосхищая его в групповых коммуникациях. Но предсказать заранее, где и каким образом возникнет и будет проявлена враждебность, мы не можем. Тут как в известной поговорке - где тонко, там и рвется.

Лидер аналитической группы, иначе ведущий, или дирижер – находится в точке перекрестья множества ожиданий и фантазий участников группового процесса, от него многое ждут. Именно через фигуру дирижера раскрываются конфликты, связанные с супер Эго и авторитетом, искажения отношений с лидерской фигурой, осознаются желанные модели лидерства для каждого из участников. И мы не должны отмахнуться от этих в чем-то искаженных представлений, а прояснять и говорить об этом на группах.

В конфликтах группы с лидером заложено много энергии и драйвов. Эти конфликты выводят на поверхность глубоко лежащие бессознательные влечения любви и ненависти. Люди сильнее всего любят лидеров, но и ненавидят их с утроенной силой. И групп аналитики хорошо это знают из опыта работы с группами.

Мы не должны недооценивать силу отношений с властью. Групповой эго-тренинг в действии предлагает нам учиться строить взаимоотношения с властью, где каждая из сторон получает свой урок. Ведь ведущий группы, дирижер, находясь в столь сложной позиции, должен провести группу через эти испытания, сохранив свой авторитет, не подавляя, а помогая участникам группы обрести силу в самих себе взамен той идеально поддерживающей и защищающей фигуре их мечты.
Обсуждая эти сложные вопросы, мы сталкиваемся с некоторыми противоречиями, которые мы обсудим ниже.

Амбивалентность в группе – конфликт потребности в зависимости и желания протеста



Зигмунд Фрейд говорил о конфликте между внутренними влечениями и установлениями социума. Существует изначально базовый конфликт между природой человека и обществом. В этой парадигме человек движим некоей внутренней силой влечений, и при этом встречает колоссальные ограничения со стороны внешнего мира, а также внутреннее давление и противодействие его собственного Супер Эго, иногда доводящее до крайних степеней несвободы.

В динамике работы группы мы всегда имеем дело с амбивалентностью – участники имеют потребность как в зависимости от идеализированной фигуры лидера, так и время от времени актуализирующееся желание вступить в противоборство с лидером, сбросить его с пьедестала.

 
Зигмунд Фоукс говорил о групповой матрице, которая является, говоря кратко, силой, собирающей группу. Т.е. в групповой динамике конкретной группы будет всегда что-то доминировать, но для сохранения целостности группы групповым аналитикам важно бессознательно догадываться, распознавать и помогать группе выводить на свет как стремление к зависимости от лидера, так и агрессивную реакцию на лидера группы. Т.е. в целях развития группы важно дать проявиться всем возможным и наличествующим тенденциям.

Групп аналитики говорят о трех основных аспектах отношений с лидерством и властью - зависимость, агрессия и сексуальность.

Зависимость. У каждого участника группы и у группы в целом есть базовая потребность во встрече с идеальным лидером, отвечающим внутренним представлениям об идеальном лидере, способным удовлетворить все чаяния и запросы. Речь идет о потребности в зависимости от всемогущего и всезнающего Отца. Это лидер – тот, кто знает, у него есть ответы на мучающие вопросы, он понимает, куда вести группу, чтобы избавить участников от тревог и чувства неуверенности, он непоколебим, спокоен и всемогущ. Все эти ожидания проецируются участниками на фигуру ведущего, и если вдруг ведущий не оправдывает надежд, то его свергают с пьедестала.

Группа постоянно подвергает ведущего проверке, мониторит его возможности. Этот процесс может иметь как скрытый (подспудный), так и явный характер. Ведущему важно видеть эти вызовы, не избегать столкновений с ними, исследовать вместе с участниками процесса, обсуждая происходящее на группе.


Агрессия проявляется как реакция на несоответствие идеализированным ожиданиям участников группы по отношению к ведущему. У участников или группы возникает возмущение по тому или иному поводу, ощущение, что их ведут не туда, иногда это возмущение может переходить в бунт.

Когда этот процесс запущен, мы наблюдаем обращение в противоположность: вчерашнюю зависимость группы от лидера вдруг как рукой снимает, и участники начинают бурно протестовать, спорить, нападать на авторитет ведущего. Как ведущие мы наблюдаем процесс в статике и в динамике, группа постоянно развивается, меняясь от встречи к встрече, именно в этом и заключен терапевтический потенциал группы.

Следует сказать, что в агрессии заложен потенциал для конфликта, разрешение которого приведет к развитию группы. Для этого групп аналитику потребуется прояснять источники враждебности группы и осуществлять поиск новых способов обращения с враждебностью в интересах развития группы. Индивидуация личности и понимается как противостояние родительской фигуре, прежде обожествляемой, но свергнутой с идеализированного пьедестала. Личность утверждает себя вопреки родительской воле, обретая тем самым собственную власть над собой.

Очень важно отметить, что проблемы власти и лидерства в любых коллективах (в том числе и в терапевтических группах) сопряжены с интенсивными чувствами. Участники могут испытывать крайне полярные чувства – от любви и признательности до отторжения, чувства ненависти и желания атаковать лидера, бунтовать против его власти.

Еще один аспект взаимодействия с властью – это сексуализация. Авторитет придает привлекательности человеку, усиливая потребность ему понравиться, ощущать себя особо приближенным к нему, усиливая потребность быть любимым и особенным в глазах лидера. К тому же авторитетные и властные фигуры вызывают страх и тревогу, и эти чувства могут сексуализироваться. Сексуальный аспект взаимодействий с властью также связан с идеализированными мечтаниями о прекрасном будущем.

Все описанные аспекты реакции на власть и авторитет ведущего могут встречаться в групп аналитических группах. Это то, с чем может сталкиваться ведущий группы, и что необходимо проживать вместе с группой, обсуждая это с участниками процесса. Проживание этих перипетий: от зависимости, идеализаций, ожиданий от ведущего пронзительных истин и любви, соблазнения и страха быть соблазненными, до конфликта и даже бунта – все это приводит нас к очень искренним, неожиданным внутренним последствиям, дает группе энергию, ведет к открытиям новых возможностей в межличностных взаимодействиях и связях. Главная задача групп аналитика – в этой зигзагообразной и насыщенной аффектами событийности мы не перестаем совершать поиск мысли.

Амбивалентность, отражающая сложность структуры «группа как целое». Ансамблевость и вариативность



В групп аналитическом подходе существует понятие групповой матрицы. Такой взгляд настраивает нашу оптику на то, чтобы видеть и исследовать группу как целое, как сложный единый организм, в котором сумма частей не равна целому. Трактуя группу таким образом, мы сталкиваемся еще с одной амбивалентностью - на уровне «группа – индивид», т.к. мнение одного или нескольких участников может не совпадать с общей тенденцией, а при определенных сложных групповых процессах участники могут вообще быть разобщены, что в крайних своих проявлениях может переживаться как фрагментация группы.

Работая с аналитической группой, мы видим ее как целое и понимаем движения групповой динамики, как если бы это был единый организм. В этом случае мы говорим о групповой матрице, групповой культуре, групповой этике, групповых ценностях и групповой позиции в отношении сущностно важных тем группы. В этой точке мы стремимся к ансамблевости, т.е. у нас есть хор голосов, который придерживается единой линии, движется в унисон.

При этом мы понимаем, что у аналитической группы может быть довольно сложная структура, и ее составляют все-таки отдельные индивиды. Мы не можем игнорировать индивидуальные различия в группе. Здесь могут сосуществовать и формироваться разные мнения, разные течения, не совпадающие друг с другом, группа может фрагментироваться и распадаться на разные полюсы. Отношения и понимание власти у представителей группы могут не совпадать, отношение к лидеру группы может быть разным, также к тем или иным участникам.

Все это дает возможность к вариативности, многополярности, что, с одной стороны, усложняет групповую структуру и вносит конфликты, противостояние друг с другом, влечет распадение группы на противоборствующие лагеря. С другой стороны, дает возможность пережить разные взгляды и состояния, привносит множественную перспективу, т.е. способность видеть глазами другого. В этом сложном групповом процессе участники совместно с ведущим учатся выдерживать иную точку зрения, не совпадающую с их констатациями, переживать сложный процесс диверсификации, т.е. усложнение представлений о жизни, о мире, о самих себе.

Как это совместить – ансамблевость и вариативность? Аналогия приходит сама собой - как в игре хорошо сыгранного оркестра, когда у каждого из музыкантов своя партия, но при этом вместе они создают единое музыкальное пространство, в котором каждая отдельная партия имеет ценность для всех.

Жизнь в человеческих стихиях



Работа в групп аналитическом подходе сталкивает нас со сложностями человеческих переживаний и чувств. Это настоящая жизнь в человеческих стихиях, в которых волнообразно проживаются то взаимное притяжение, то взаимное отталкивание, мучительные сомнения друг в друге, периодически всплывающие в этом зигзагообразном процессе. В этой неоднозначности и непостоянстве, с которыми каждый человек сталкивается, и заключается сложность человеческих взаимоотношений.

Существует изначальный антагонизм в вертикали человеческих взаимоотношений, в отношениях с властью, в силу этого обстоятельства конфликт неизбежен. Но в групп анализе мы придерживаемся понимания, что обращение к сложностям и недостаткам, если нам хватает смелости с этим столкнуться, в конечном итоге придает нам силы и является жизненно важным для нашего развития.

В процессе работы группы раскрываются и исследуются особенности отношения участников к лидерству, их понимание того, каким должен быть лидер, их ожидания и надежды, обнажаются связанные с этой темой проблемы и конфликты. В группе мы получаем возможность прожить наши сомнения и внутренние противоречия в опыте, мы учимся создавать более конструктивные отношения с фигурой лидера в лице ведущего группы, осваиваем новый режим существования, в котором допускаются различия и это не вызывает непримиримости, при этом присутствует и взаимное признание.

(5)